Симфония власти и Церкви противоестественна и губительна для обеих. Опираясь на власть, иерархи получают привилегии, имущество, деньги и прочие блага. Платят — духовной свободой. Церковь попадает в зависимость и оправдывает поступки имперской власти, теряя в глазах гражданского общества нравственный авторитет.
— Павел Адельгейм, «Совместимость с духовной жизнью»
В стране сейчас неспокойно. В Житомире нынче неспокойно вдвойне. В Житомире сейчас выборы. Время большой шаткости и нестабильности политических сил, которое заставляет сильнейших города сего охотно и неохотно сплачатся под знаменами политических партий. Но все ли имеют на это право?
В стране сейчас слишком много политики. Конфликт на Донбассе вызвал раскол в рядах УПЦ по принципу подчинения Московскому или Киевскому патриархату. Кто-то призывает к мирному диалогу, а кто-то отправляет на фронт продукты. И это нормально, ведь и то и другое по сути своей гуманизм. Ненормально то, что прикрываясь политическими лозунгами и обвинениями в национальном предательстве, по всей стране начали массовою дележку церквей, как сфер влияния с битыми окнами, автобусами крепких парней, добровольческими батальонами и судовыми тяжбами. Вот оно - отчетливое влияние политики на духовенство. Она пугает его и развращает. Злачные деньги кому-то наверху уже давненько заменили Бога.
Сотрудничество с властями также имеет грани. К примеру, на днях настоятель одного из житомирских храмов принял участие в подписании и распространении среди своих прихожан перечня правил противопожарной техники безопасности. Власти обратились к нему, как к духовному авторитету, дабы он помог просвещению граждан. И это похвально, ведь нашу церковь частенько ругают за ее нелюбовь к мирским знаниям.
Но как же относиться к другому моменту, когда священник в агитационном ролике одного из кандидатов в меры города, прямым текстом призывает от имени церкви отдать свой голос за вышеупомянутого кандидата?
В соответствии с этим документом:
"Духовенству Житомирської єпархії Української Православної Церкви забороняється: ... здійснювати пряму агітацію за кандидата, партію чи політичний блок, а також згадувати ім’я особи чи назви політичної сили в такому контексті, що це може схилити до вибору цієї особи чи партії під час виборів...". Как сказал Архиепископ Житомирский и Новоград-Волынський Никодим, автор этого циркуляра, "Господь ніколи не був байдужий до людського болю і страждання. Але Він прийшов не для того, щоб змінювати політичний устрій чи підтримати певний політичний рух. Він прийшов, щоб рятувати людські душі від гріхів і розділення з Богом, щоб Своєю смертю на Хресті дарувати спасіння." И он совершенно прав. Кому-то должно быть стыдно.
"Церковь благословляет то, чему не в состоянии помешать" - говорите вы. Пусть она тогда просто не вмешивается. "Но ведь тогда власти будут ставить ей палки в колеса!". Пускай надеются на чудо. Господь своих не бросает.
Конечно, не стоит забывать и о мирских заслугах житомирских церковников. Недавно они, к примеру, провели просветительскую лекцию о жизни и деятельности Андрея Шептицького . Они регулярно помогают нашим войскам в АТО. Они, помимо прочего, содержат «Хоспис Святой Елены» для онкологических больных в г. Коростене. Но временами в новостной ленте проскакивают вещи наподобие "На Житомирщині СБУ оголосила офіційні застереження двом священикам за проросійську пропаганду".
Священник - это не просто исполнительное лицо, это не уважаемый пенсионер-герой труда и не ветеран. Священник - это не мирской человек, это человек особенный, посредник между тобой, избирателем, и Богом. Все слова сановника должны быть Богу угодны. Как вы думаете, за кого Бог отдал бы свой голос на выборах мэра Житомира? Или это должно быть вторым пришествием Христа? Только представьте его, босого, несущего свой бюллетень к залапанной грязными руками урне. В этих словах нет богохульства, но как расценивать поступки священников-агитаторов? Говорить на правах простого гражданина, наверно стоит не в церковной рясе, и тем более, не в стенах храма. А как считаете Вы?